Государства, отождествляемые с молодой демократией, имеют много общих черт с либеральной демократией, кроме очевидной стабильности в их политических системах. Большинство имеют опыт, по крайней мере, одного государственного переворота или смены правительства в то или иное время за прошедшее десятилетие. Некоторые государства обладали стабильным либерально-демократическим правительством в течение не долгого периода времени, только чтобы вернуться к военному или другому самодержавному самоуправлению. Другие, например Индонезия и Нигерия, возникли из продленного кратковременного самодержавия в относительно недавнее время, и все еще слишком рано судить, насколько постоянным будет этот новый режим. Критерием для включения в группу государств, принадлежащих к молодым демократиям, является наличие демократической системы с 1987 г.
Одна из наиболее стойких молодых демократий – Южная Корея, которая существует уже более десятилетия и демонстрирует повышение уровня гражданских прав. Так же качественно высоко либерально-демократическое устройство в государствах Центральной Европы: Республике Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии, восстанавливающих демократические традиции, которые были заморожены во время полувекового коммунистического контроля.
По контрасту основы демократических и гражданских свобод едва были запланированы в совсем недавно появившихся режимах, особенно на территории Восточной и Центральной Европы и районах близ Сахары в Африке. В Центральной, Восточной и Южной Европе есть несколько государств, а именно: Албания, Грузия, Македония. В Африке, находившейся под влиянием однопартийного национал-социалистического режимов, начиная с 1990 г. идет волна явной демократизации. Ободренные изменениями в Восточной Европе и подталкиваемые западной экономической помощью, эти государства образовали оппозиционные партии, а также провели многопартийные выборы. Однако в некоторых государствах, например Камеруне, Габоне и Мавритании, все еще выдвигаются обвинения в нечестных выборах и запугивании кандидатов из оппозиции. Смены правительства произошли в Бенине, Кабо-Верде, Мали, Сан-Томе, Южной Африке и Замбии. Однако в некоторых странах все еще существует строгое отождествление правящей партии с государством, и настоящая проверка многопартийной демократии произойдет тогда, когда эта правящая партия провалится при подсчете голосов и, как следствие, откажется от власти.
Несколько азиатских, африканских, средне-восточных и южно-европейских государств, а именно Алжир, Ангола, Камбоджа, Ливан, Мозамбик и Йемен, все еще сталкиваются с проблемой продолжительных мятежей повстанческих групп, и в некоторых из них высока этническая раздробленность. По этой причине вооруженные силы в этих и некоторых других государствах Азии и Америки остаются влиятельными «сторожевыми псами» тех сил, чьи интересы может задеть процесс демократизации.
Несмотря на эти явные вариации в степени демократизации, все государства, включенные в категорию «молодая демократия», могут быть описаны как либерально-демократические на испытательном сроке. Включенные государства охватывают около 1,5 млрд. человек, или 26% населения земного шара. Тридцать одно государство имеет высокий средний доход, а расположены они в основном в Центральной и Восточной Европе, а также на юго-востоке Азии. Однако всеобщая доля молодой демократии в мировом объеме ВВП составляет всего 8%.